Форум » РАЗНОЕ - MISCELLANEOUS » Computerra//Биотоплива - современное состояние » Ответить

Computerra//Биотоплива - современное состояние

BorisE: Зачем нужны биотоплива Автор: Иван Карташев Опубликовано 13 апреля 2007 года В мире все больше говорят о необходимости замены нефти, угля и газа на биотоплива. Отголоски уже доходят и до России, где, впрочем, пока немногие понимают, что же это такое на самом деле. В прессе иногда можно встретить рассказы о чудесных веществах, совершенно не загрязняющих окружающую среду и более эффективных, чем бензин, керосин и дизельное топливо. В действительности ничего принципиально нового в биотопливах нет. Биотоплива использовались тысячелетиями и для многих остаются единственным источником тепла и средством приготовления пищи. Главным биотопливом были и остаются дрова, причем их экологичность совсем не очевидна - достаточно лишь вспомнить о неконтролируемой вырубке лесов. Впрочем, теперь под словом "биотоплива" редко подразумевают дрова. Речь, как правило, идёт о более высокотехнологичных продуктах, получаемых из сельскохозяйственных культур или отходов переработки растительного и животного сырья. С возобновляемостью у них все в порядке, чуть сложнее обстоит дело с вредными выбросами. Сторонники говорят, что биотоплива меньше загрязняют атмосферу, а противники возражают, что при сгорании биотоплив выделяются те же продукты, что и при сжигании ископаемых топлив. Истина же, как водится, лежит посередине. Действительно, в процессе сгорания и тех, и других топлив образуются, главным образом, углекислый газ, вода и несколько примесей, многие из которых являются вредными: моноксид углерода, оксиды азота, углеводороды и т.п. Наибольшее внимание обычно уделяется вредным компонентам выхлопа и одному из виновников парникового эффекта - углекислому газу. Одним из главных преимуществ биотоплив называют сокращение выбросов парниковых газов. Это, однако, не означает, что при сгорании биотоплив образуется меньше диоксида углерода (хотя и такое возможно). При сгорании биотоплива в атмосферу возвращается углерод, который ранее поглотили растения, поэтому углеродный баланс планеты остаётся неизменным. Ископаемые топлива - совсем другое дело: углерод в их составе миллионы лет оставался "законсервированным" в земных недрах. Когда он попадает в атмосферу, концентрация углекислого газа повышается. В том, что касается вредных выбросов, биотоплива несколько выигрывают у нефтяных. Большинство исследований показывают, что биотоплива обеспечивают снижение выбросов моноксида углерода и углеводородов. Кроме того, биотоплива практически не содержат серы. Вместе с тем, несколько увеличивается выброс оксидов азота, вдобавок, при неполном сгорании многих биотоплив в атмосферу попадают альдегиды. Но, в целом, по уровню вредных выхлопов биотоплива выигрывают у нефтяных. Видов топлив из биомассы предлагается великое множество. Это и биогаз - метан, получаемый за счет разложения органических остатков (например, навоза) бактериями, и твердые топлива, но больше всего разговоров идет о биотопливах для автомобилей: этаноле и "биодизеле". Этанол Использование спиртов в качестве топлива для автомобильных двигателей - давно не новость. Разработчики первых двигателей внутреннего сгорания уделяли спиртовым моторам не меньше внимания, чем бензиновым. Спирты имеют высокие октановые числа - более 100 единиц, но меньшую по сравнению с нефтяными топливами теплоту сгорания (при сгорании топлива выделяется меньше энергии, мощность падает, а расход топлива увеличивается). Начало крупномасштабной добычи нефти сделало применение спирта в качестве моторного топлива невыгодным. Спиртовые топлива стали нишевым продуктом: например, на метиловом спирте работают двигатели мотоциклов для спидвея и многих спортивных картов. Спиртовое автомобильное горючее пользуется определённой популярностью в Бразилии, где нет больших запасов нефти, но зато есть идеальные условия для выращивания сахарного тростника и производства из него дешевого спирта. Помимо этанола и метанола, в качестве моторных топлив предлагается использовать и другие спирты. Компании BP и Du Pont делают ставку на бутанол. Наибольшее внимание сейчас уделяется именно этиловому спирту. В лентах научно-технических и экономических новостей сообщения о планах по строительству новых заводов появляются чуть ли не каждый день. В США сахарный тростник не растет, поэтому главным источником биоэтанола должна стать кукуруза. "Царицей полей" дело, впрочем, не ограничивается: в ход планируется пустить все - от картофеля и пшеницы до различных органических отходов. Ряд стран планируют наладить экспорт биоэтанола в США и другие государства, заинтересованные в переходе на спиртовое горючее. Бразилия планирует к 2025 г. заменить тростниковым спиртом до 10% потребляемого в мире бензина. Бензиновые двигатели, в общем случае, не годятся для использования спиртового топлива, хотя конструктивные изменения для перевода их на спирт минимальны. Часто удается ограничиться использованием стойких к спиртам материалов и установкой элементов для отделения водяного конденсата. В настоящее время многие ведущие автопроизводители выпускают универсальные двигатели, способные работать на бензине, спирте или их смесях. При использовании смесей бензина с небольшим количеством спирта (до 10%) топливо, как правило, подходит и для обычных бензиновых двигателей. Карта работающих (зелёные точки) и строящихся (жёлтые точки) заводов по производству этанола в США. Именно смесевыми топливами сейчас наиболее увлечены в мире. Смеси бензина с этанолом обычно обозначают буквой E (от слова этанол) и числом, показывающим содержание спирта в процентах. Наиболее распространено топливо E10 или газохол, содержащее 10% этанола. Оно широко используется в Дании, Таиланде и других странах. В США топливо E10 набирает популярность из-за вступивших в силу ограничений на применение в бензине эфиров. Вместе с тем, наибольший интерес сейчас проявляют к смесям с высоким содержанием этанола. Чаще всего говорят о топливе E85, которое представляет собой смесь спирта (85%) и бензина (15%). При этом на деле содержание этанола меньше 85%, так как для приготовления смесей используется девяностотрёх-девяностошестипроцентный спирт, к тому же денатурированный. Топливо E85 достаточно активно используется в Швеции, быстрыми темпами растет его популярность и в США. Нужно отметить, что синтетический этанол, получаемый из нефти, в качестве топлива обладает точно такими же свойствами, как и полученный из растительного сырья, но не обеспечивает нейтральности в плане выбросов углекислоты. Биодизель Идея использовать растительные масла в качестве топлив для дизельных двигателей была выдвинута еще при создании первых таких моторов. Однако с освоением нефтяных запасов в XX веке более выгодным оказалось топливо из нефти. Сейчас биодизельное топливо часто отождествляют с рапсовым маслом, которое действительно стало основным сырьевым источником "биосоляры" в Европе. Однако биодизельное топливо можно получать и из других масел, например, подсолнечного, пальмового или соевого, что и делают за пределами Европы. Рапсовые поля в Германии Важно иметь в виду, что сами по себе растительные масла в качестве топлив не используются. Любая "биосоляра" представляет собой смесь продуктов переэтерификации растительных масел. В растительном содержатся жиры - эфиры жирных кислот с глицерином. В процессе получения "биосоляры" эфиры глицерина разрушают и заменяют глицерин (он выделяется как побочный продукт) на более простые спирты - метанол и, реже, этанол. В Европе основным биодизельным топливом стал метиловый эфир рапсового масла. Растительные масла и их эфиры, как и спирты, отличаются агрессивностью ко многим материалам, традиционно используемым в двигателях и топливной системе автомобилей. В последние годы большинство европейских производителей выпускают машины, допускающие использование смесей нефтяного топлива с "биосолярой" в количестве 5-20%, а иногда и 100% биотоплива. Добавление биодизельного компонента в количестве до 5% обычно считается приемлемым для любых двигателей, неадаптированных к биотопливу. Достаточно активно биодизельное топливо внедряется и в США, где в качестве сырья используют чаще всего соевое масло. Еще один перспективный источник "биосоляры" - отработанные пищевые масла. Россия В России биотоплива для двигателей внутреннего сгорания остаются экзотикой. Этому способствует как наличие значительных запасов нефти и газа, так и объективные трудности, связанные с получением и использованием топлив из природного сырья. Россия - это не Европа, не США и, тем более, не Бразилия. Тут более суровый климат, и получать дешевый спирт или масло, снимая по нескольку урожаев в год, не выйдет. Климат заметно ограничивает и применимость биотоплив. Например, биодизельные топлива на основе рапсового масла застывают при температурах около -15°С, а в ряде случаев и выше. Это ограничивает применимость биодизеля южными регионами страны или летним временем года. Проблема застывания существует и для нефтяного дизельного топлива, но она успешно решается технологическими методами (депарафинизация, облегчение фракционного состава) или добавлением депрессорных присадок, эффективно снижающих температуру застывания. Для растительных топлив такие присадки еще только разрабатываются. Другая проблема - поглощение влаги из атмосферы, при низких температурах грозящее расслоением топлива, коррозией и образованием льда. Спирт и его смеси с бензином не замерзают, однако еще больше склонны к поглощению влаги. На определенном этапе это может привести к расслоению топливной смеси, что недопустимо. Ситуация усугубляется тем, что даже если сразу расслоения не произойдет, резкие перепады температуры могут привести к появлению в топливной системе водяного конденсата. При низких температурах он замерзает и приводит к забивке топливопроводов, фильтров и др. Влага также способствует появлению коррозии. Таким образом, для районов с резко континентальным климатом спирто-бензиновые смеси могут оказаться непригодными. Нельзя забывать и об огромном парке устаревшей техники, которая не только эксплуатируется, но и выпускается в России. Для нее топлива с высоким содержанием биокомпонента непригодны. Топлива с высоким содержанием этанола не годятся для России и по другой причине. Если за 20-30 рублей можно купить литр топлива, на 70% состоящего из спирта, быстро найдутся желающие выделить спирт у себя в гараже или организовать подпольное производство суррогатных напитков. Несмотря на упомянутые недостатки, работа по созданию спиртовых топлив в России велась и ведётся. Ещё в 1990-е гг. "АвтоВАЗ" одобрил использование топлив, содержащих до 5% этанола в качестве добавки, повышающей октановое число. А в 2004 г. был принят ГОСТ Р 52201-2004 на спиртосодержащие моторные топлива "бензанолы", в которых доля этанола составляет 5-10%. Впрочем, подобные топлива так и не были запущены в широкое производство. В качестве октаноповышающей добавки привлекательнее оказались эфиры, прежде всего, МТБЭ. Они не так склонны к поглощению воды, к тому же, при использовании этанола наверняка придётся столкнуться с необходимостью соблюдать правила оборота спиртосодержащей продукции и печально известной ЕГАИС. К тому же, ГОСТ не указывает, что спиртовая добавка обязательно должна быть биологического происхождения, поэтому изготовители наверняка предпочтут более дешёвый синтетический спирт, получаемый из нефтяного сырья. Стандартов на биодизельное топливо в России пока нет, и продавать его на заправках не спешат. Тем не менее, в стороне от мировых тенденций Россия не остаётся: во-первых, с биодизелем экспериментируют учёные и конструкторы, а, во-вторых, производство топлива из растительного сырья потихоньку налаживается: завод в Армавире в Ростовской области планирует построить компания "Русбиодизель", правда, ориентировано предприятие будет поначалу на экспорт. Внутри страны пионерами по внедрению биотоплив, по всей видимости, станут крупные города, где особенно строги требования к выхлопу автотранспорта. Организация производства биотоплив в России, пусть даже на экспорт, полезна и с точки зрения развития сельского хозяйства. Уже сейчас этанольный бум в США привел к росту цен на кукурузу, а в юго-восточной Азии озабочены вырубкой лесов под плантации для производства пальмового масла, из которого потом делают биодизельное топливо. Так что выгоду из бума на биотоплива при желании смогут извлечь и в России. http://www.computerra.ru/features/315122/

Ответов - 11

bne: Ahindra Nag "Biofuels Refining and Performance" McGraw-Hill Professional | 2007| ISBN: 0071489703 312 pages Learn about the ways to economically manufacture biofuels Written by a team of international experts, Biofuels Refining and Performance describes the refining processes and issues involved in producing fuel derived from recently living organisms or their by-products. Each chapter offers detailed discussion of theory as well as the actual experimental procedure used to economically manufacture biofuels on a commercial scale.

bne: Альтернативная энергетика Слайд-шоу ОНЭКСИМ-банка http://www.slideshare.net/signup?from=download&from_source=http%3A%2F%2Fwww.slideshare.net%2Fonexim%2Falternative-energy-314892%2F

bne: Жизнь после нефти Я иногда думаю, какой она будет – жизнь после нефти? На чем придется ездить нашим замечательным машинам? Ведь осталось совсем немного, каких-то двадцать-тридцать лет, и всё – можно будет констатировать, что в первой половине двадцать первого века третьего тысячелетия от Рождества Христова нефти не стало. Как закончилась когда-то эпоха динозавров, чьи, собственно, останки мы и сожгли в двигателях внутреннего сгорания. В гламурных журналах рассыпан бисер надежд: нанотехнологии, лунный гелий, термоядерные реакторы, ветроэнергетика, вулканы, гейзеры, приливы-отливы и много ещё чего модного-красивого… Но что есть реально из топлива, по более или менее адекватной цене? Наверное, только биотопливо. И немного – электричество. Все остальное слишком дорого. В грядущие времена, проезжая, например Татарстан, вместо многочисленных нефтяных качалок, неустанно отбивающих поклоны божеству евродоллара, путешественник будет видеть бесчисленные жёлтые поля геномодифицированного рапса. Семена этого растения будут охраняться специальным законом, поскольку именно из него будет готовиться сырье для биосолярки. Уренгой и Сургут станут умирающими техногенными территориями. О них будут говорить вскользь и неохотно, как об уродливом ребёнке. А круто – это Краснодар и Ставрополье. Там самая дорогая земля и живут все основные олигархи – держатели рапсовых плантаций и биоперегонных заводов. Станет модно быть фермером. Запестрят заголовки электронных газет «Открой свое дело!», «Стань независимым!» А очередной президент пойдет на выборы под лозунгом «Свободное фермерство – будущее России». Биокорпорации будут втихую скупать наиболее эффективных производителей среди фермеров. Несколько непокорных будут убиты - милиция долго и безуспешно будет искать заказчиков преступлений. Впрочем, криминальный мир тоже изменится: будет популярна контрабанда китайского кукурузного бензина, а также вербовка батраков на рапсовые поля. На семьдесят девятом году жизни из тюрьмы выпустят Ходорковского. Он немедленно уедет в Израиль, купит там дачу из ливанского кедра и небольшой ноутбук. Будет сидеть на веранде, слушать отдаленный стрёкот автоматных очередей и ваять цикл мемуаров «Как меня обул Путин». Иногда к нему будет приезжать пенсионер Абрамович. Вместе они будут пить грузинский чай и спорить о макроэкономике переходного периода. По стране пройдет волна самоубийств учёных экологов: кислорода в атмосфере завались, технологические выбросы минимальны, а отходы производства прекрасно разлагаются на дружественные живым организмам компоненты. Климат широты Москвы приблизится к климату широты Липецкой и Тамбовской областей, негры начнут ломиться в Россию ввиду ухудшения климата в самой Африке (засуха). Их отправят в районы Нечерноземья. Экспортом топлива за рубеж традиционно будет заниматься государственный концерн «Рапспром». И обязательно один из рапсовых олигархов захочет стать царём горы, чтобы продать половину рапсовых угодий забугорным негодяям. Но доблестные Стражи порядка его разоблачат, и колесо истории сделает очередной поворот. А где-то будут играть дети, и звонкий смех не будет зависеть от котировок акций ни «Рапспрома», ни других могущественных корпораций. И всё равно детям, кто победит в этой бесконечной интриге за авторитетное место под солнцем. Им важнее игрушки, улыбка мамы, ясный солнечный день, когда можно до изнеможения плескаться на речке, безмятежно валяться на мягкой траве… И этот забытый футбольный мяч кажется гораздо реальнее натруженного нефтяного коромысла - ему не нужно задумываться, что же именно будет там, после нефти… «Но ежели порассудить, то, может, и дивиться нечему: сколько уж веков не видел я ничего нового под солнцем и под луною…» Тут более и добавить нечего. Аминь.


bne: Еврокомиссар: Биотопливо не является причиной роста цен на продукты питания. РБК 06.05.2008, Москва 20:06:42 Комиссар Европейского союза (ЕС) по вопросам сельского хозяйства и аграрного развития Марианн Фишер Боэль выступила в защиту производства биотоплива и добавила, что оно не является причиной роста цен на продукты питания по всему миру. Соответствующее заявление она сделала сегодня на конференции, посвященной развитию биоэнергетики, передает Associated Press. По словам еврокомиссара, рост цен на продовольственные товары вызывают более комплексные факторы, такие как увеличившийся спрос на мясные и молочные продукты, особенно в Китае и Индии, что приводит к сокращению посевных площадей. Она также добавила, что плохая погода, установившаяся в Северной Америке, России, странах ЕС и в Австралии в 2006г., привела к снижению уровня продукции в прошлом году. Более того, цены на зерновые культуры и другие товары потребления были подняты спекулянтами, что, правда, сложнее проследить. Однако объем инвестиций в продовольственный сектор, который в 1998г. составлял 10 млрд долл., в 2007г. достиг уже 142 млрд долл. Комиссар ЕС добавила, что нынешний рост цен на продукты питания может в будущем благоприятным образом отразиться на положении беднейших слоев населения, которые напрямую зависят от собственного урожая. Стремясь ограничить зависимость от стран, богатых энергоресурсами, Еврокомиссия поставила цель добиться, чтобы к 2020г. на долю биотоплива приходилось 10% энергии, используемой транспортным сектором ЕС. В настоящий момент европейское сообщество использует менее 1% зерновых для производство этанола. Тем не менее, Ф.Боэль ожидает в будущем увеличения этого показателя благодаря повышению урожайности стран ЕС. Она также высказала предположение, что у таких стран, как Россия, Казахстан и Украина имеется потенциал увеличения объема производства зерна на 70%.

bne: Отказ от биотоплива спровоцирует резкий скачок цен на нефть В мире все больше говорят о необходимости замены нефти, угля и газа на биотопливо. Под словом "биотопливо" сейчас, как правило, понимают высокотехнологичные продукты, получаемые из сельскохозяйственных культур или отходов переработки растительного и животного сырья, которые почти не загрязняют атмосферу, передает Reuters. Однако в последнее время биотопливная индустрия все чаще подвергается критике. В частности, некоторые эксперты уверяют, что именно из-за возросшего интереса к чистому топливу по всему миру отмечается резкий рост цен на продовольствие и в этой связи даже призывают сократить производство биотопливо и субсидирование этого сектора. Правда, даже несмотря на очевидные недостатки биотопливной индустрии, соглашаться с этой точкой зрения не стоит, считают участники рынка. Дело в том, что сокращение объемов производства биотоплива, скорее всего, приведет к резкому скачку цен на нефть, которые и так уже в последнее время бьют рекорды. "Использование чистого топлива слегка приостанавливает дальнейший рост цен на энергию. Но если субсидирование этой отрасли отменят, тогда можно с большой вероятностью ожидать резкого скачка цен на топливо", - считает аналитик A.G. Edwards Эрик Виттенхауэр. С этим утверждением трудно не согласиться. За последние несколько лет биотопливо стало неотъемлемой частью мировой энергетической системы. Так, Управление по энергетической информации США (EIA) сообщило, что к 2015г. на долю биотоплива будет приходиться около 2,3% от всего потребляемого в мире топлива, а к 2030г. этот показатель планируется довести до 3,5%. Более того, в прошлом году конгресс США принял законопроект, согласно которому топливные запасы страны к 2022г. должны включать 36 млрд галлонов чистого топлива, то есть порядка 25% от всего топлива, потребляемого в стране. Не отстает от других государств и ЕС: в марте власти Евросоюза заявили, что к 2010г. доля биодизеля в структуре потребляемого топлива должна достичь как минимум 10%. Соответственно, если основные развитые страны откажутся от планов по внедрению биотоплива, дальнейший рост цен на нефть и газ неизбежен, считают участники рынка. "Если биотопливную индустрию перестанут субсидировать, цены на нефть неминуемо взлетят вверх. Особенно если учесть текущую нестабильность в некоторых странах – поставщиках черного золота", - отмечает аналитик EIA Линда Доман. Тем временем цены на нефть и так уже побили все мыслимые и немыслимые рекорды. За период с 2002 по 2008гг. они выросли в 6 раз и на прошлой неделе впервые преодолели отметку 125 долл./барр., во многом благодаря продолжающемуся росту спроса на это сырье со стороны развивающихся стран, таких как Китай и Индия, а также на фоне роста опасений относительно стабильности нефтяных поставок из Нигерии и Ирака. И тяжело представить, на сколько могут подорожать нефть и бензин, если большинство государств примут решение отказаться от производства биотоплива, говорят аналитики. 14 мая 2008г.

bne: Iberdrola вложит $8 млрд в возобновляемые источники энергии в США Вторая по величине испанская энергетическая компания Iberdrola SA намерена вложить 8 млрд долл. в развитие в США возобновляемых источников энергии в период с 2008 по 2010гг. Такое заявление содержится в пресс-релизе компании. Iberdrola рассчитывает к 2010г. получить влияние над 15% рынка ветровой энергетики. По прогнозам Iberdrola, производительная мощность ветроэнергетики компании в США на конец марта с.г. составляла 2,4 тыс. МВт и к концу года достигнет 3,6 тыс. МВт. Iberdrola является крупнейшим в мире производителем электроэнергии с использованием энергии ветра. Также компания занимается гидро- и атомной энергетикой, транспортировкой и дистрибуцией электроэнергии и природного газа. На международном рынке компания представлена в Бразилии, Мексике, Боливии, Чили и Гватемале. В апреле 2007г. Iberdrola завершила приобретение британской энергетической компании Scottish Power за 12 млрд фунтов стерлингов (15,9 млрд евро). Сейчас компания находится в процессе приобретения американской энергетической компании Energy East Corp. за 6,4 млрд евро. Несколько дней назад также стало известно, что Iberdrola намерена приобрести ветрогенераторы общей мощностью 310 МВт у компании Ecotecnica Energias Renovables за 435 млн евро. Генераторы мощностью от 1,76 МВт до 2 МВт каждый будут поставлены в ряд государств Европы в период с 2008г. по 2010г. 19 мая 2008г.

bne: Уроки немецкого Амбициозная схема перекрестного субсидирования стала стимулом развития новой отрасли Компания Q-Cells, расположенная в Вольфене, что к северу от Лейпцига, - крупнейший мировой производитель фотоэлементов, используемых в солнечных батареях. В прошлом году она опередила японский гигант Sharp и недавно объявила о существенном росте продаж (на 59%) и прибыли (на 69%). На первый взгляд Германия, которую нельзя назвать солнечной страной, кажется не совсем обычным кандидатом на лидерство в этой отрасли. Тем не менее именно ей принадлежит первенство по установленной мощности возобновляемых источников энергии и третье место по производству солнечных батарей (после Китая и Японии). Опубликованный весной последний отчет Министерства окружающей среды и охраны природы Германии о состоянии данной отрасли показывает, насколько быстро она развивается. В настоящее время на долю возобновляемых источников приходится 6,7% всего энергопотребления против 5,5% в 2006-м и 3,5% в 2003-м. Оборот здесь в 2007 году составил 24,6 млрд евро (32,9 млрд долларов), что на 10% выше, чем в 2006-м, и примерно в 4 раза больше по сравнению с 2000-м. Доля электричества, получаемого с помощью возобновляемых источников, достигла 14,2% против 11,7% в 2006-м - отчасти благодаря более сильным ветрам в прошлом году. Это означает, что Германия уже выполнила поставленную перед членами Евросоюза задачу, согласно которой возобновляемые источники должны вырабатывать 12,5% всей электроэнергии. Андреас Дюзер из концерна Enercon, выпускающего ветроэнергетическое оборудование в Нижней Саксонии, надеется, что производство оборудования для возобновляемых источников энергии займет важное место в немецкой промышленности наряду с автомобиле- и станкостроением. Численность рабочих мест в секторах, связанных с возобновляемыми источниками энергии, возрастет с 250 тыс. в 2007 году до примерно 710 тыс. в 2030-м, что к тому времени будет соответствовать занятости в автопромышленности, прогнозирует Торстен Хенцельманн из консалтинговой компании Roland Berger. Сейчас львиную долю электроэнергии в Германии вырабатывают угольные и атомные электростанции. Однако первые непопулярны из-за относительно высокого уровня выбросов парниковых газов в атмосферу, а вторые - из-за страхов перед катастрофами. Поэтому в 1991 году был принят закон о приоритете возобновляемых источников энергии, известный теперь как EEG, который призван стимулировать инвестиции посредством перекрестного субсидирования отраслей, связанных с возобновляемыми источниками, подключаемыми к общей сети. Закон пользуется поддержкой в кругах, ратующих о скорейшем внедрении современных экологически чистых технологий. Стефан Шуриг из Совета по мировому будущему, гамбургской организации, занимающейся проблемами охраны окружающей среды, называет его «лучшим во всем мире в своей области». Согласно EEG электроэнергия, вырабатываемая возобновляемыми источниками, должна покупаться по щедрым «входным тарифам», которые устанавливают расценки выше рыночных и фиксируют их на 20 лет. Например, энергия, которую производят размещенные в 2007-м на крышах зданий фотоэлектрические системы, может продаваться по тарифу 0,49 евро за киловатт-час (что примерно в 7 раз больше сегодняшней оптовой цены) до 2027 года. Фиксированный тариф позволяет инвесторам рассчитать прибыль и устраняет неопределенность в вопросах финансирования. Предприятия коммунального хозяйства, приобретающие энергию по более высокому тарифу, перекладывают дополнительные издержки на потребителей в виде бОльших счетов за электричество. В результате в прошлом году к стоимости электроэнергии прибавился в среднем один евроцент за киловатт-час и тем самым средний счет домохозяйства за электричество увеличился на 5%, или на 3 евро, в месяц. В пересчете на страну в 2007 году данная сумма составила 7,7 млрд евро, что на 38% больше, чем в предыдущем. Энтузиасты считают, что это невысокая цена для запуска новой отрасли и сокращения выбросов углерода энергетического сектора. Тучи на горизонте Однако правительство не настолько в этом уверено. Оно предложило внести изменения в EEG, которые предусматривают смещение акцента с использования солнечной энергии к другим возобновляемым источникам, в особенности к энергии ветра в прибрежных зонах. На данном этапе льготный для производителей тариф на энергию солнечных батарей ежегодно снижается на 5%. Новые же предложения призывают к их уменьшению на 9,2% на второй год и на 7-8% в последующие. Проблема не только в расходах, связанных с действующим законодательством. Поборники внедрения солнечных батарей надеялись, что увеличение спроса позволит производителям сократить затраты на их изготовление и в долгосрочной перспективе это повысит конкурентоспособность солнечной энергетики. Но вместо того «солнечная лихорадка» вызвала дефицит высококачественного кремния, используемого при производстве батарей, вследствие чего цена на него подскочила с 25 долларов за кг в 2003 году до сегодняшних 400 долларов. На самом деле спрос на солнечные батареи в Германии таков, что он поддерживает высокие цены во всем мире. Это прекрасно для производителей, однако удорожает установку батарей в более солнечных странах, где они могли бы вырабатывать больше энергии. Эксперт по энергетической политике Оксфордского университета Дитер Хельм полагает, что щедрые тарифы EEG на потребление солнечной энергии привели к тому, что на этот сектор стали делать ставку как на лидера в глобальном масштабе. В то время как один евро перекрестных субсидий, потраченный на ветро-, а не на солнечную энергетику, дает больший прирост генерирующих мощностей и способствует большему снижению выбросов углекислого газа. «Конечно же, мы хотим, чтобы солнечная энергетика окупалась», - говорит глава Q-Cells Антон Милнер. Но в ближайшие годы она не в состоянии конкурировать с традиционными источниками, которые тоже субсидируются, утверждает он, потому что выбросы углерода не облагаются должными пошлинами. Защитники солнечной энергетики также обращают внимание на то, что выработка энергии ветра не сможет расти вечно. Курт Рориг из Института технологий солнечного энергосбережения при Кассельском университете прогнозирует (возможно, слишком смело), что рынок ветроэнергетики в Германии достигнет насыщения к 2038 году. «Тогда солнечная энергетика возьмет верх», - считает он. Пока правительство отлаживает механизм льготных тарифов, производители тоже смотрят в будущее. Многие ожидают, что на смену кремнию при изготовлении солнечных батарей придут тонкие пленки. 300 специалистов отдела развития и разработок Q-Cells развивают обе эти технологии. Небольшая компания Ersol, ориентированная на массовое производство, предпочитает заказывать исследования научно-исследовательским институтам Эрфурта, Констанца и Хамельна. Всего в Германии около 160 НИИ, занимающихся разработками в области солнечной энергетики. В долгосрочной перспективе есть надежда, что немецкий сектор чистых технологий сумеет выжить без субсидирования и внесет свою лепту в поддержание статуса страны как промышленного гиганта. Однако если солнечная энергетика не сможет конкурировать с более дешевыми источниками энергии, она не займет большую долю в производстве электричества наряду с ядерной и угольной энергетикой, на которые сейчас полагается Германия. Кроме того, существует проблема сохранения солнечной энергии для пользования ею в пасмурные дни и ночью. А тем временем невиданный доселе расцвет производства солнечных батарей под облачным небом Германии продолжается. © 2008 The Economist Newspaper Limited. Все права защищены. 22 мая 2008г. http://magazine.rbc.ru/economist/22/05/2008/170335.shtml

bne: Мир откажется от нефти Так считает Международное энергетическое агентство Цены на нефть, и без того ставящие один за другим рекорды, должны расти и дальше. К такому выводу пришло Международное энергетическое агентство (IEA), которое вчера в очередной раз снизило прогноз мирового спроса на нефть. По мнению экспертов агентства, только так можно снизить значительный дисбаланс спроса и предложения. Примечательно, что вчера же глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что уже в следующем году баррель «черного золота» будет стоить 250 долл. Вчера Международное энергетическое агентство пересчитало прогноз потребления нефти в 2008 году. Согласно докладу, спрос составит 86,8 млн барр. в сутки, что на 80 тыс. барр. меньше, чем в майском про-г-нозе. Текущий прогноз IEA роста спроса в мире — 0,9%, против предыдущего в 1,2%, передает агентство Bloomberg. Причем спрос в США может упасть почти на 2,5%, до 20,3 млн барр. ежесуточно. Причины снижения прогнозов эксперты агентства видят в замедлении роста экономики США, отмене в ряде азиатских стран топливных субсидий, а также уменьшении потребления топлива в авиапромышленности. «Рост добычи в текущем году был достаточно слабым, поэтому высокие цены необходимы, чтобы снизить спрос и привести рынок к балансу», — говорится в докладе IEA. Аналитики отмечают, что IEA еще не один раз пересмотрит свои прогнозы. Эксперт ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков полагает, что это произойдет после летних Олимпийских игр в Китае, только тогда страна «отпустит» цены на своем топливном рынке. По его словам, правительства стран Азии долгое время сдерживали цены на нефтепродукты за счет субсидирования производства горючего. Повышение стоимости бензина и дизельного топлива в Индии, Малайзии и ряде других стран стало следствием укрепления экономик этих стран и роста потребления нефти, поясняет аналитик. Несмотря на выводы IEA, нефть подорожала на товарных биржах. Цена фьючерсов на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже к 17.26 по московскому времени выросла на 1,9 долл. (1,4%) относительно закрытия предыдущего торгового дня и составляла 136,25 долл. за баррель. Масла в огонь добавило повышение прогнозных значений по стоимости нефти двух крупных банков. Merrill Lynch заявил об увеличении оценки нефти Brent на текущий год на 14 долл., до 114 долл. за баррель, на следующий год — на 17 долл., до 106 долл. за баррель, и на 2010 год — на 15 долл., до 100 долл. за баррель. Citigroup ожидает рост стоимости нефти Brent в этом году на 22%, до 116,6 долл., в 2009 году — до 122,5 долл. за баррель с 88 долл. и в 2010 году — до 100 долл. за баррель с 75 долл. Смелее других оказался вчера глава «Газпрома» Алексей Миллер. «Цена движется к принципиально новому высокому уровню. Мы ожидаем, что в обозримой перспективе цена на нефть приблизится к уровню 250 долл. за баррель», — предположил он в беседе с иностранными журналистами. Как следствие, в компании ожидают роста цен на газ. «Еще совсем недавно мы называли прогноз цены газа в Европе на уровне 400 долл. за 1 тыс. куб. м к концу 2008 года. Однако даже «Газ-пром», обладая подробнейшей информацией о газовых рынках, недооценил потенциал роста цен», — признал г-н Миллер. «Рост цен на нефть вызывает обратную реакцию, потребители начинают снижать потребление топлива, — предупреждает Виталий Крюков. — Боюсь представить, что будет при прогнозируемых 200 долл. за баррель». Анна Анненкова из ИК «Баррель» полагает, что из-за роста цен на нефть продолжится работа по развитию альтернативных источников энергетики. ГАЛИНА СТАРИНСКАЯ 11.06.2008 http://www.rbcdaily.ru/2008/06/11/tek/351762

bne: Биотопливный портал http://www.wood-pellets.com/ Анонс журнала "Международная биоэнергетика" The Bioenergy International. Россия №2-2008 (7) В середине июня выходит второй номер «Международной Биоэнергетики/The Bioenergy International.Россия». Уже сейчас доступна электронная версия журнала. Заказать издание можно по e-mail: books@wood-pellets.com или rakitova@newc.ru На сайте www.bioenergyinternational.com и www.wood-pelelts.com/bi доступна электронная версия после заказа пароля. Как и прежде на страницах журнала аналитические материалы ведущих экспертов отрасли, политические новости от первых лиц и многое другое.

Василий: Водородный двигатель - как вариант, это двигатель внутреннего сгорания использующий водород как топливо. Водород - самое экологически чистое топливо. Продуктом горения водорода является вода, что видно из простого уравнения этой химической реакции 2H2 +O2=2H2O. Электролиз (получение водорода из воды путем пропускания через неё мощной электрической искры) на сегодняшний день является единственно возможным способом получения водорода. Остальные либо пока технически невозможны, либо ещё дороже, чем и без того дорогой электролиз. Для получения очень малого количества водорода путем электролиза требуется огромное количество электрической энергии, что делает водород слишком дорогим. Возможно, в будущем, лет через десять-пятнадцать в Европе уже во всю будут разъезжать "водородные" автомобили. Вот добиться бы ещё и низкой стоимости этого топлива. До России эта волна, скорее всего, дойдет много лет спустя. Отечественные производители не могут обеспечить свои автомобили двигателями, которые отвечали бы нормам ЕВРО-3, а в Европе уже принимаются ЕВРО-4. Поэтому до двигателей, работающих на водороде, нам ещё очень далеко. http://greenword.ru/2007/12/hydrogen-engine.html

B_N_E_1: США: Exxon инвестирует $600 млн в развитие проектов по биотопливу 14.07.2009 19:30 Exxon Mobil, крупнейшая в мире нефтяная компания, при поддержке Synthetic Genomics планирует инвестировать по крайней мере $600 млн на исследование и развитие проектов в области биотоплива. Согласно отчету компании, основной темой исследований станет получение топлива из морских водорослей. Exxon планирует потратить $300 млн на внутренние затраты, и более $300 млн она заплатит специалистам из SGI.



полная версия страницы