Форум » МЕТОДОЛОГИЯ-METHODOLOGY » Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий » Ответить

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий

bne: Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу I. Общие положения 1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее именуются – Основы) являются документом стратегического планирования в Российской Федерации. Основы определяют стратегическую цель, главные задачи государственной политики в области развития в России науки и технологий и основные направления деятельности государства по их поэтапному решению. 2. Правовую базу Основ составляют Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере науки и технологий в Российской Федерации. 3. Основы предусматривают устойчивое развитие науки, технологий и образования в рамках реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в части, касающейся отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий, разрабатываемых и внедряемых в интересах реального сектора экономики, в военной организации государства и других сферах деятельности. 4. Приоритетное развитие науки и технологий содействует реализации других приоритетов устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, а также основных приоритетов национальной безопасности: национальная оборона, государственная и общественная безопасность. 5. Основы реализуются в обеспечение национальных интересов Российской Федерации, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики государства, важнейших направлений реализации указанных целей, определенных в Концепции (стратегии) долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, с учетом социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. 6. Положения Основ учитываются при формировании государственной научно-технической, инновационной и промышленной политики, военно-технической политики, государственной политики в областях развития оборонно-промышленного комплекса, энергетики, транспорта, здравоохранения, в других наукоемких областях. 7. Положения Основ служат ориентирами для государственно-частного партнерства в сфере наукоемкого предпринимательства. 8. Положения Основ конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. II. Стратегическая цель и главные задачи государственной политики в области развития науки и технологий 9. Базу развития науки и технологий в Российской Федерации составляют: 1) квалифицированные ученые, инженеры и предприниматели, занятые в сфере создания и обращения научных знаний; 2) научно-технический комплекс Российской Федерации, под которым понимается совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность в академическом, вузовском, промышленном (корпоративном) и других секторах экономики, участвующих в инновационной деятельности и подготовке научных и инженерных кадров; 3) накопленные фундаментальные научные знания, передовые задельные технологические разработки и технические решения, а также интеллектуальные права на них; 4) современные экспериментально-испытательная база и опытные производства; 5) правоотношения государства и субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. 10. Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий является выход Российской Федерации к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами, и освоение в Российской Федерации шестого технологического уклада. 11. В интересах достижения стратегической цели национальные научно-технологические приоритеты объединяют: 1) направления развития фундаментальных научных исследований в Российской Федерации; 2) приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации; 3) приоритетные направления регионального развития науки, технологий и техники. 12. Направления развития фундаментальных научных исследований в Российской Федерации определяются при координирующей роли Российской академии наук в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 13. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации утверждаются и корректируются в порядке, установленном Президентом Российской Федерации. 14. Приоритетные направления регионального развития науки, технологий и техники утверждаются и корректируются решениями руководителей субъектов Российской Федерации и ориентируются на решение региональных задач. 15. Главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий, являются: 1) повышение эффективности государственного участия в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий, необходимых для обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, для систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства; 2) активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере; 3) обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации. 16. Факторами, способствующими достижению стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий в Российской Федерации, являются: 1) система стратегического планирования в Российской Федерации; 2) российские фундаментальные научные школы, имеющие результаты мирового уровня; 3) опыт реализации крупномасштабных наукоемких проектов; 4) плодотворное взаимодействие академической науки с ведущими вузами страны; 5) территориальные образования с высоким научным, инновационным и промышленным потенциалом; 6) охрана и защита законом интеллектуальных прав на результаты научной и научно-технической деятельности; 7) международная социальная мобильность российских ученых высшей квалификации, международные научные и научно-производственные кооперации с участием российских юридических лиц. 17. Факторами, осложняющими достижение стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий в Российской Федерации, являются: 1) низкая результативность межведомственной координации исследований и разработок; 2) отсутствие внутреннего спроса на результаты научной и научно-технической деятельности, низкая инновационная активность организаций реального сектора российской экономики; 3) отсутствие эффективных механизмов трансфера результатов оборонных и гражданских исследований и разработок; 4) правовое несовершенство форм и механизмов государственно-частного партнерства в Российской Федерации; 5) низкие темпы воспроизводства отечественных научных кадров высшей квалификации; 6) проявления псевдо- и лженауки, наличие малорезультативных и неконкурентоспособных научных коллективов; 7) низкий уровень публичности результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также конкуренции в научной среде; 8) невысокий социальный престиж научной и инженерной работы; 9) отток научно-технологических и материальных ресурсов для поддержания изношенных объектов российской промышленности, энергетики и транспорта, созданных в индустриальную эпоху, в целях предотвращения техногенных аварий, катастроф и ликвидации их последствий. III. Повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий 18. Повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий является необходимым условием сохранения и приумножения отечественного научного и научно-технологического потенциала перед лицом новых вызовов и угроз ХХI века в обеспечение национальных интересов Российской Федерации на долгосрочную перспективу. 19. Решение задачи повышения эффективности государственного участия в развитии науки и технологий осуществляется по следующим основным направлениям: 1) регулярное обновление (корректировка) долгосрочных стратегических прогнозов и сценариев развития науки, технологий и техники, концептуальных и программных документов стратегического планирования в области развития науки и технологий; 2) усиление внимания новым вызовам и угрозам, порождаемым развитием и распространением нанотехнологий, конвергенцией наук; 3) планомерное наращивание бюджетных ассигнований на исследования и разработки; 4) передача части функций отраслевой прикладной науки вузовскому сектору научно-технического комплекса; 5) усиление координирующей роли органов государственного управления в развитии оборонных и гражданских исследований и разработок и использовании их результатов; 6) усиление роли независимого экспертного научного сообщества в определении национальных научно-технологических приоритетов и конкурсном отборе научных проектов, финансируемых из бюджетных средств; 7) разработка на основе программы фундаментальных исследований государственных академий наук и реализация единой программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации, включающей, в том числе, мероприятия по капитальному строительству объектов науки и обновлению научного оборудования; 8) усиление роли бюджетных фондов фундаментальных и поисковых исследований и конкурсная поддержка научных проектов и научных мероприятий бюджетными грантами; 9) содействие междисциплинарной кооперации российских фундаментальных научных школ; 10) создание национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; 11) законодательное совершенствование правового статуса государственных академий наук и государственных научных центров, формирование с их участием эффективных институтов инновационного развития, располагающих новыми научными знаниями; 12) расширение участия вузов в научных исследованиях и разработках, содействие коммерциализации получаемых ими результатов научной и научно-технической деятельности; 13) разработка и реализация государственной программы фундаментальных и поисковых научных исследований в области обеспечения обороны и безопасности с финансированием ее мероприятий, в том числе, посредством бюджетных грантов; 14) развитие федеральной контрактной системы Российской Федерации в части, касающейся научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, путем систематизации государственных нужд в исследованиях и разработках и передачи созданных с использованием бюджетных средств технологий в реальный сектор экономики с соблюдением интеллектуальных прав; 15) аккредитация в рамках федеральной контрактной системы юридических лиц, осуществляющих научные исследования и разработки, для участия в выполнении государственных заданий и заказов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; 16) создание национальной системы оценки результативности и эффективности деятельности государственных научных организаций, гармонизированной с международными стандартами в этой сфере деятельности; 17) развитие прикладных научных исследований и разработок, а также прогнозных исследований военного и специального назначения по государственному оборонному заказу в рамках государственной программы вооружения и других государственных программ; 18) формирование и реализация единой государственной программы исследований и разработок гражданского назначения, а также двойного применения («Наука и технологии»); 19) введение специальных таможенных и налоговых режимов в отношении ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с нее, а также использования имущества, предназначенного исключительно для проведения исследований и разработок; 20) разработка и реализация в системе высшего профессионального образования новых образовательных стандартов и требований, а также учебных программ междисциплинарного характера, отражающих конвергенцию наук и новейших наукоемких технологий; 21) обеспечение полноты, оперативности и достоверности научно-технической информации в научной, научно-образовательной и научно-производственной сферах, развитие унифицированной системы кодификации научных знаний и технологий с полным учетом и освещением информации о результатах исследований и разработок, полученных с использованием бюджетных средств, включая результаты диссертационных исследований; 22) ориентация тематики принимаемых к защите диссертационных работ на национальные научно-технологические приоритеты; 23) обеспечение перспективных молодых ученых государственных научных и образовательных организаций служебным жильем и материальными пособиями; 24) обеспечение полноты и объективности государственной статистики науки с учетом структурных особенностей российского научно-технического комплекса. IV. Активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере 20. Активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере предполагает увеличение внутреннего потребительского спроса на нововведения, стимулирующего научную, научно-техническую деятельность и инновационное предпринимательство. 21. Решение задачи активизации инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере осуществляется по следующим основным направлениям: 1) разработка с участием организаций, представляющих интересы российских предпринимателей, нормативно-правовой базы, типовых форм и процедур государственно-частного партнерства в области развития науки и технологий; 2) организация внутреннего рынка интеллектуальной собственности, прежде всего рынка прав на технологии, и содействие его развитию; 3) обеспечение заинтересованности субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности в оформлении и соблюдении интеллектуальных прав, способствующей росту нематериальных активов юридических лиц; 4) использование ресурсов Инвестиционного фонда Российской Федерации, других государственных финансовых институтов развития для поддержки высокотехнологичных долгосрочных бизнес-проектов; 5) совершенствование института венчурного финансирования для поддержки стартующих инновационных компаний; 6) организация и государственная поддержка на конкурсной основе «технологических платформ» и других инструментов коммуникации предпринимательского сообщества, науки и государства, ориентация их на развитие и использование критических технологий Российской Федерации; 7) публичное освещение в средствах массовой информации хода реализации национальных научно-технологических приоритетов; 8) содействие партнерству и кооперации на контрактной основе крупных компаний с государственным участием, государственных научных, научно-производственных и научно-образовательных организаций с организациями малого и среднего высокотехнологичного бизнеса; 9) выработка совместно с предпринимательскими и общественными организациями стратегических инновационных инициатив, сценариев и прогнозов инновационного социально-экономического развития и организация их публичного обсуждения в средствах массовой информации; 10) расширение инфраструктуры инновационного предпринимательства: особых экономических зон, технопарков, центров трансфера технологий, инжиниринговых и сертификационных центров, венчурных инновационных фондов; 11) содействие созданию негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; 12) развитие центров коллективного пользования уникальным научным и испытательным оборудованием, обеспечение его доступности частным организациям, в том числе посредством лизинга; 13) разработка и реализация государственных программ Российской Федерации в отраслях национальной экономики, расширение участия отечественных производителей высокотехнологичной продукции в выполнении государственных и муниципальных заказов; 14) формирование мерами антимонопольного, тарифного, технического и других видов регулирования мотивации компаний к инновационному развитию и технологической модернизации; 15) разработка и реализация под государственным контролем программ инновационного развития крупных компаний с государственным участием; 16) обобщение опыта создания и функционирования территориально обособленного инновационного центра «Сколково» по развитию исследований, разработок и коммерциализации их результатов с целью использования данного опыта в других районах с высокой концентрацией научно-технологического и предпринимательского потенциала; 17) формирование и использование дополнительных инструментов государственной поддержки наукоградов Российской Федерации, академгородков, индустриальных кластеров и других территориальных образований, имеющих предпосылки инновационного лидерства; 18) разработка и реализация комплекса мер по противодействию проявлениям в Российской Федерации псевдо- и лженауки; 19) формирование и внедрение учебных курсов по инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования; 20) вовлечение талантливой молодежи, студентов и аспирантов в инновационное предпринимательство в рамках инновационной деятельности вузов; 21) усиление пропаганды научных знаний, научно-технической и инновационной деятельности в средствах массовой информации с отнесением финансового обеспечения такой пропаганды к расходным обязательствам Российской Федерации. V. Обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации 22. Участие в научных, научно-технических и инновационных проектах других стран и транснациональных корпораций, а также в межгосударственных наукоемких проектах является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности российских научных школ и научных организаций. Рациональная интеграция отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему предусматривает отслеживание мирового уровня научных исследований и разработок, импорт передовых научных знаний и технологий, необходимых для национальной экономики, обороны и безопасности, а также экспорт конкурентоспособной высокотехнологичной российской продукции. 23. Основными направлениями деятельности государства по решению задачи обеспечения рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему являются: 1) содействие кооперации российских и зарубежных фундаментальных научных школ; 2) обеспечение участия Российской Федерации в международных научных и научно-технических программах (проектах) в качестве равноправного партнера; 3) содействие созданию на территории Российской Федерации международных научных организаций; 4) содействие реализации международных проектов, предусматривающих размещение на территории Российской Федерации научных лабораторий и передового научного оборудования; 5) содействие развертыванию на территории Российской Федерации высокотехнологичных лицензионных производств, привлечению на работу в России высоко квалифицированных иностранных ученых и специалистов; 6) определение и соблюдение необходимого научно-технологического суверенитета Российской Федерации в области стратегических материалов, электронных компонентов, программного обеспечения, критических производственных, военных и специальных технологий; 7) обеспечение полноты учета и защиты интеллектуальных прав государства при экспорте российской высокотехнологичной продукции; 8) содействие патентованию результатов научно-технической деятельности, полученных российскими научными организациями, за рубежом; 9) содействие сертификации высокотехнологичной продукции российских компаний на соответствие международным требованиям безопасности и качества; 10) гармонизация российских и международных технических регламентов и стандартов в сферах, где существуют перспективы международной торговли высокотехнологичной продукцией. VI. Этапы реализации Основ 24. Главные задачи, решаемые для достижения к 2020 году стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий в Российской Федерации, выполняются одновременно и взаимосвязано. В процессе их решения выделяются два этапа. На первом этапе (2011 – 2015 годы) основные усилия сосредоточиваются на повышении эффективности государственного участияв развитии науки и технологий и активизации государством инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доводится до уровня не менее 1,5 %. На втором этапе (2016 – 2020 годы), при кардинальном повышении восприимчивости к инновациям российского бизнеса и притока капиталов (в том числе иностранных) в высокотехнологичные отрасли российской экономики, приоритет отдается направлениям деятельности по решению задачи обеспечения рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации. За счет интенсивного роста внебюджетных ассигнований доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доводится до 3 %. 25. В условиях интенсивного роста в России высокотехнологичного бизнеса развитие науки и технологий после 2015 года будет осуществляться с постепенным уменьшением прямого участия государственных органов и организаций, сокращением доли бюджетных затрат и передачей ряда функций по развитию гражданской науки и технологий предпринимательским структурам, что может послужить основанием для корректировки Основ в указанный период. 26. В обеспечение реализации настоящих Основ Правительством Российской Федерации утверждается комплексный план мероприятий, а также представляется ежегодный доклад Президенту Российской Федерации о ходе его выполнения. 27. После 2020 года обеспечивается дальнейшее развитие в России науки и технологий как неотъемлемой части экономического, оборонного и культурного потенциала страны. Наукоемкие инновации превращаются в главную движущую силу устойчивого социально-экономического развития, надежную основу обеспечения национальной безопасности, конкурентоспособности России и равноправного стратегического партнерства на международной арене.

Ответов - 1

bne: Опрос на CompNews (текущие результаты) Ряд неудачных стартов российских ракет (4 с начала года) - это Роковая случайность. Наша техника максимально надежна (3%) Следствие морального устаревания станков и технологий обработки (25%) Человеческий фактор. Культура производства падает (60%) Удачные диверсии со стороны других государств (12%) http://rnd.cnews.ru/natur_science/news/line/index_science.shtml?2011/09/01/453696#poll_197 =================================== Поразительное IMHO сходство мнений Оба вспоминаются в связи с Львом Толстым "В России две напасти Внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти" 1) Слишком многие традиции и понимание теряются 2) Слишком много блатных и некомпетентных менегеров



полная версия страницы